ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ
НА ОТДЕЛЕНИИ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
В общей системе образования видное место занимает подготовка специалистов без отрыва от производства. Для многих отраслей промышленности эта форма является важным каналом пополнения специалистами.
Исключительно важным значение заочной подготовки специалистов со средним техническим образованием состоит в том, что оно дает возможность охватить систематическим обучением без отрыва от производства тысячи людей, занятых производительным трудом в различных отраслях.
Заочная форма обучения в полной мере соответствует задачам непрерывного профессионального образования. Она обеспечивает возможность каждому, кто обладает достаточными способностями, подняться на новый образовательный уровень.
Образовательный процесс по заочной форме обучения отличается большой спецификой его организации и особенностями контингента обучающихся. Анализ процесса обучения по заочной форме выявил необходимость установления единых требований к организационно- методическому обеспечению образовательного процесса.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ НА ОТДЕЛЕНИИ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МОРСКОГО ИНЖЕНЕРНОГО КОЛЛЕДЖА
ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Организация учебного процесса регламентируется рабочим учебным планом и расписанием занятий. Обучение ведется на русском языке. Сессия обучающихся по заочной форме обучения начинается и заканчивается согласно годовому графику учебного процесса. Учебный год состоит из одной сессии в год. Каждый курс заканчивается аттестацией. На время обучения каникулы условно фиксируются в графике учебного процесса..
• учебная неделя составляет 6 дней, максимальный объём учебной нагрузки не более 54 часа в неделю; Продолжительность обязательных учебных (аудиторных) занятий не должна превышать 8 часов в неделю.
• продолжительность одного академического часа составляет 45 минут, занятия группируются парами по 1 часу 30 минутам;
• текущий контроль знаний проводится, наряду с традиционными формами оценки результатов деятельности учащихся, преимущественно в формах способствующих максимально выявить умения и навыки обучающихся применять полученные знания на практике, реализовывать себя в практической деятельности; это в формах проектирования, решения проблемных задач в нестандартных ситуациях, поиска и использования информации, экспериментирования и т.д. в процедурах защиты результатов продуктивной деятельности, презентации, доказательства и т.д..
Для оценки качества освоения образовательной программы предусмотрен текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация обучающихся и итоговая аттестация выпускников.
Организация самостоятельной работы студента
Самостоятельная работа студента над выполнением учебного плана является основной формой заочного обучения . Самостоятельная работа составляет 70-80% от общего количества учебных часов, отведенных на изучение дисциплины. Следовательно, во всем комплексе разнообразных факторов, определяющих качество заочной подготовки специалистов, одним из решающих является правильная организация самостоятельной работы в межсессионный период. Для работы самостоятельно каждый студент имеет право пользоваться библиотекой университета и колледжа.
Методика самостоятельной работы студента
Основной формой работы студента заочного обучения над учебным материалом является самостоятельная работа с учебником и учебным пособием. При изучении технических дисциплин настоятельно рекомендуется увязывать учебу с производством, непосредственно в целях знакомства с технологическими процессами, механизмами и деталями, их организацией производства. Это будет способствовать более глубокому и более прочному усвоению материала. Так как специфика обучения связана с морскими специальностями
Консультации
В колледже на групповые занятия, проводимые, в период экзаменационной сессии, отводится небольшое количество часов, поэтому на таких занятиях не охватывается полный курс данной дисциплины, а излагаются лишь узловые вопросы курса (наиболее сложные, трудно усваиваемые). С этой целью в колледже проводятся групповые консультации. Консультации планируются по всем изучаемым в учебном году дисциплинам из расчета 4 часа в год на каждого студента.
Форма проведения консультаций – устные групповые
Если в процессе учебного материала у студента возникают затруднения, он может обратиться в колледж за получением устной консультации. Рекомендуется обращаться за консультацией после изучения всей темы, так как это даёт возможность получить ответы на все интересующие его вопросы по теме, непосредственно к преподавателю изучаемой дисциплины. Вопросы, выносимые на консультацию, могут быть самыми разнообразными по содержанию: непонятные вопросы программного материала, затруднения при выборе способа решения той или иной задачи, вопросы справочного характера, вопросы методики и техники самостоятельной работы по данной дисциплине. Перед консультацией студент должен заранее продумать вопросы, которые он намерен задать преподавателю . Следует помнить, что преподаватель не может решать за студента задачи или отвечать на вопросы контрольной работы. Задача преподавателя – помочь самостоятельно разобраться в учебном материале.
Экзаменационные сессии
Все студенты заочного отделения при условии полного выполнения учебного плана ежегодно вызываются на экзаменационные сессии, где для них проводятся: обзорные занятия, практические работы и организуются прием дифференцированных зачетов, экзаменов, сдача курсовых проектов (работ), отчётов по практике.
1. Основная организационная форма деятельности учебного заведения при заочном обучении экзаменационная сессия, в период которой осуществляются все установленные учебными планами виды обучающей работы.
2. На протяжении учебного года планируется одна экзаменационная сессия, общей продолжительностью: на 1 и 2 курсах 5 недель; на 3 и 4 курсах 6 недель.
3. Начало и окончание учебного года на всех курсах заочной формы обучения планируется по годовому учебному графику.
4. До проведения сессий выдаются справки- вызовы для получения студентам дополнительных оплачиваемых отпусков на каждом курсе.
5. Право на дополнительный оплачиваемый отпуск получают те студенты, которые не имеют академической задолженности за предыдущий курс. Не выполнившие учебный план и не имеющие права на дополнительный отпуск, но прибывшие на экзаменационную сессию, могут получить консультации преподавателей, выполнить практические работы, сдать экзамены, дифференцированные зачёты, отчёты по практике, курсовые работы по дисциплинам данного курса.. По окончании сессии студентам, которые в полном объёме выполнили план, выдаётся справка- подтверждения о присутствии на сессии, имеющим задолженности по сессии такая справка не выдаётся.
6. Студенты, которые прибыли на экзаменационную сессию без вызова, допускаются ко всем видам учебных занятий, а также к сдаче экзаменов, зачётов по предметам, по которым они выполнили учебный план.
7. Экзамены, зачёты и все другие виды учебной деятельности в период экзаменационной сессии проводятся по расписанию. Учебные занятия и экзамены равномерно распределяются на весь период сессии. В день экзамена другие виды учебной деятельности не предусматриваются. Дифференцированные зачёты предусмотренные учебным планом, проводится за счёт учебного времени занятии, отведённого на изучение данной дисциплины.
8. Студентам, которые получили по итогам экзаменационной сессии не более трёх академических задолженностей, устанавливаются сроки для пересдачи экзаменов, зачётов по соответствующим дисциплинам, более трёх задолженностей подлежат отчислению.
9. Студенты 4 курса на начало сессии обязаны предоставить на отделение справки о плавательном цензе (12 месяцев), не предоставившие данные справки о плавательном цензе в полном объёме (12 месяцев) до защиты выпускной квалификационной работы не допускаются и отчисляются из учебного заведения, как не выполнившие учебный план.
11. Студенты обучающиеся на договорной(платной) основе обязаны оплатить за обучение курса за 5 дней до начала сессии.
Обзорные занятия
Обзорные занятия проводятся в период экзаменационной сессии.
Цель обзорных занятий- систематизировать, углубить знания, полученные при самостоятельном изучении учебной дисциплины, сконцентрировать внимание студента на основных положениях и законах, знание которых необходимо для прочного усвоения учебного материала.
На обзорных занятиях освещаются узловые вопросы, наиболее сложный , трудно усваиваемый материал, уделяется внимание практическим вопросам. Организация, методы и приемы обучения, применяемые на обзорных занятиях, должны быть направлены на выделение основных, определяющих положений курса, обеспечение связи учебного материала с жизнью, производством, личным трудовым опытом студентов, привитие им умений самостоятельно работать с учебной литературой.
Практические занятия
Практические занятия проводятся в период экзаменационной сессии. Занятия направлены на совершенствование теоретических знаний и их применение в решении практических задач.
Проведение занятий способствует закреплению и углублению теоретических знаний, приобретению навыков самостоятельно обобщать и сравнивать экспериментальные данные с теоретическими расчетами, делать выводы, вырабатывают навыки обращения с оборудованием, установками, измерительными приборами.
По результатам практических работ оформляется отчет. К экзамену допускаются только те студенты, которые посетили все практические работы, выполнили их, составили отчеты и успешно защитили работы.
Формы контроля учебной работы студентов
В колледже предусмотрены следующие основные формы контроля студентов:
• экзамены;
• дифференцированные зачёты;
• контрольные работы.
• курсовые работы(проекты)
Они предназначены для определения степени усвоения студентами изученного материала и умения использовать полученные знания при решении практических задач.
Оценка качества подготовки осуществляется при проведении промежуточной аттестации (на экзаменах, дифференцированных зачетах ) и определяется следующими оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Организация и проведение промежуточного контроля осуществляется согласно «Положения о проведении текущего контроля и промежуточной аттестации».
Экзамены, дифференцированные зачёты
1. Перечень дисциплин, по которым предусмотрена сдача экзаменов, дифференцированных зачётов устанавливается учебным планом и сдаются в период экзаменационных сессий.
2. К экзаменам, дифференцированным зачётам допускаются студенты, которые выполнили учебный план по данным дисциплинам и не имеющие задолженностей по оплате обучения. На экзамен предоставляются все проверенные контрольные работы по данной дисциплине, отчеты по практическим занятиям, а также зачётная книжка успеваемости.
3. Экзамен по дисциплинам, определенным учебным планом специальности, проводится по расписанию, которое утверждается руководителем учебного заведения.
4. Для группы планируется один экзамен в день. Другие занятия в день экзамена не проводятся.
5. Экзаменационные материалы (перечень теоретических вопросов и практических заданий) по дисциплинам профессионального компонента учебного плана специальности разрабатываются преподавателями на основании учебной программы дисциплины, обсуждаются на заседании предметной (цикловой) комиссии, утверждаются заместителем директора по учебной работе и доводятся до сведения студентов.
6. Экзамен принимается, как правило, преподавателем, который вел занятия по данной дисциплине в группе.
7. Положительные оценки полученные на экзамене, заносятся в экзаменационную ведомость, книжку успеваемости и журнал учебных занятий.
8. В случае неявки студента на экзамен в экзаменационной ведомости делается запись «не явился» и ему назначается другой срок сдачи экзамена.
9. Студент, который имеет академические задолженности, устанавливается срок их ликвидации после завершения сессии, но не позднее начала экзаменационной сессии следующего курса.
10. Студент, имеет право повторно сдавать экзамен два раза преподавателю, третий раз – комиссии, состав которой определяется администрацией колледжа.
11. Студенты, имеющие академические задолженности по четырём и более дисциплинам (включая практику) или не ликвидировавшие их в установленные сроки, отчисляются из учебного заведения.
12. С целью повышения оценки студент может быть повторно аттестован в течение всего срока обучения не более чем по двум дисциплинам учебного плана специальности.
Контрольные работы
В целях стимулирования систематической самостоятельной работы обучающихся в учебных планах установлен обязательный минимум аудиторных контрольных работ по дисциплинам специальностей.
Перечень дисциплин, по которым проводятся итоговые контрольные работы, и их количество определяется учебным планом соответствующей специальности и выполняется в период экзаменационной сессии. Задания для контрольной работы разрабатываются преподавателем.
Материалы контрольных работ регистрируются в журнале учёта на заочном отделении и
хранятся там до завершения изучения соответствующей дисциплины.
Курсовое проектирование
Курсовое проектирование является одним из важнейших методов подготовки студента к самостоятельному, творческому решению практических задач.
Цель курсового проектирования – закрепление, углубление и обобщение теоретического материала изучаемой дисциплины; применение расчетов и выводов; умение самостоятельно пользоваться технической литературой, справочниками, государственными стандартами, всевозможными нормативами и другими производственными данными. Таким образом, курсовой проект является очень важным этапом в подготовке студента к выпускной квалификационной работе.
В соответствии с этим курсовой проект должен быть выполнен и оформлен с соблюдением всех требований. Выполненные курсовые проекты сдаются преподавателю для проверки качества работы, соответствия проекта необходимому объему.
После проверки курсовой проект возвращается студенту для ознакомления с исправлениями и указаниями преподавателя. Оценка выставляется только после собеседования по проекту и исправления всех замечаний преподавателя.
Практика ( учебная, производственная, преддипломная)
Практика осуществляется студентами самостоятельно на судах морского флота, с получением задания от руководителя практики от колледжа. Материал по практике согласно задания студент собирает по судну, на котором находится в море (готовит отчёт)
При выходе на сессию на следующий курс студент обязан предоставить готовый отчёт и защитить его руководителю практики от колледжа.
Кроме отчёта по практике при выходе на сессию на 4 курс студент обязан предоставить заведующему отделения справки о выполнении плавательного ценза за последние 5 лет по специальностям:
Судовождение – 12 месяцев;
Эксплуатация судовых энергетических установок – 12месяцев , плюс 2 месяца судоремонта
В случае отсутствия данных документов студент не допускается к итоговой аттестации и отчисляется из учебного заведения за невыполнение учебного плана.
Производственная практика реализуется студентами самостоятельно с предоставлением и последующей защитой отчёта по практике согласно выданного задания. Преддипломная практика является обязательной для всех студентов, реализуется также самостоятельно и предшествует государственной итоговой аттестации, по направлению образовательного учреждения СПО в объёме не более 4 недель, с последующей защитой отчета по практике.
Итоговая государственная аттестация
Получение среднего специального образования завершается итоговой аттестацией.
Итоговая государственная аттестация проводится в виде защиты выпускной квалификационной работы.
К итоговой государственной аттестации допускаются студенты, полностью выполнившие все требования учебного плана за весь период обучения. Допуск к итоговой аттестации осуществляется приказом руководителя учебного заведения. Итоговая аттестация дает возможность всесторонне оценить компетентность выпускника в соответствии с требованиями образовательного стандарта и служит основанием для присвоения ему квалификации. Выпускная квалификационная работа завершает процесс обучения в колледже, систематизирует, закрепляет и расширяет его теоретические знания и является проверкой подготовленности к самостоятельной практической работе.
Для проведения итоговой государственной аттестации создается Государственная экзаменационная комиссия (ГЭК) в порядке, предусмотренном Положением об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Решением государственной экзаменационной комиссии, студенту при успешной защите присуждается квалификацию техника соответствующей специальности и выдаётся диплом государственного образца.
Результаты аттестационных испытаний определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».